Russian English  +7 (495) 208-2-000   info@i-cg.ru  ООО "МКГ" - Консалтинговая компания ICG

Russian English

Транспортный налог

Администрирование транспортного налога

Уплата транспортного налога – это всеобщая обязанность для тех, кто владеет теми или иными видами транспортных средств. Приобретая в соб-ственность автотранспортное средство, граждане автоматически становятся налогоплательщиками транспортного налога. При этом не имеет никакого зна-чения, пользуетесь ли вы этим видом транспорта или нет. Автоматическая по-становка на учет осуществляется налоговым органом на основании сведе-ний, направленных органами ГИБДД, осуществляющие простановку на учет автотранспортное средство в рамках межведомственного обмена информацией. Это означает, что самому ставить транспортное средство на учет в налоговом органе не следует.


Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается терри-ториальным налоговым органом и доводится до налогоплательщика налоговым уведомлением, который направляется ему по почте либо через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России. При этом заказное письмо считается полученным физическим лицом через 6 дней после отправки. Это говорит о том, что все ваши доводы об отсутствии уве-домления не спасут вас от начисления пени. Решить данную проблему можно только путем личного контроля, например, путем обращения в территориаль-ный налоговый орган.


Если транспортное средство было продано, но при этом не снято с реги-страционного учета в ГИБДД (например, когда автомобиль продан по дове-ренности) и не перерегистрирован на нового владельца, то платить налог дол-жен тот, на кого это транспортное средства зарегистрировано, а не тот, кто этим транспортным средством фактически распоряжается.


Определенные вопросы возникают по поводу того, каким образом упла-чивать транспортный налог, если автотранспортное средство в силу получен-ных повреждений не эксплуатируется.


Заинтересованность со стороны физических лиц проявляется к вопросу возможности минимизации налоговых рисков, а также минимизации налоговых платежей по транспортному налогу. Достаточно много вопросов возникает по поводу тех или иных региональных льгот отдельным категориям граждан.


Наши специалисты качественно, быстро и эффективно готовы решить ва-ши конкретные проблемы по вопросам исчисления и уплаты транспортного налога. Специалисты консалтинговой группы ICG помогут разобраться во всех аспектах налогообложения транспорта.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНСУЛЬТАЦИЙ, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК:

Получит качественный ответ на вопросы, связанные с исчислением транс-портного налога.
Получит необходимый инструментарий минимизации налоговых рисков по транспортному налогу.
Будет знать правовые основы и правила налогообложения движимого имущества.

 

Будет знать порядок применения повышающих коэффициентов для авто-транспортных средств, стоимость которых превышает 3 миллиона рублей.


Будет владеть методикой расчета налоговой базы и суммы налога, под-лежащей перечислению в бюджет.


Будет владеть методикой расчета налоговых баз по автотранспортным средствам, в отношении которых мощность двигателя устанавливается в мет-рических единицах измерения (киловаттах).


Будет знать существующий порядок льготного налогообложения.


Будет знать порядок обжалования решений налогового органа о взыска-нии с налогоплательщика сумм штрафных санкций и недоимок по транспорт-ному налогу.
Будет знать способы минимизации налоговых отчислений по транспорт-ному налогу.

 

ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Одним из сложных вопросов, с которыми сталкиваются налогоплатель-щики транспортного средства, как платить налог, если транспортное средство принадлежит не одному владельцу, а двум собственникам, например, 50% на 50%. Достаточно много вопросов возникает по поводу установления тех или иных льгот и преференций. Ведь положения Налогового кодекса не преду-сматривают полного перечня льгот по транспортному налогу. Налоговый ко-декс лишь устанавливает льготы в отношении определенных видов транспорт-ных средств (например, весельные лодки, моторные лодки до 5 лошадиных сил, специальный легковой транспорт для инвалидов, тракторы, комбайны и др.). Наличие либо отсутствие конкретных льгот – прерогатива законодатель-ных органов субъектов Российской Федерации. При этом в разных регионах страны объем предоставляемых льгот существенно отличается. И как быть, ес-ли у налогоплательщика возникают права на получение льгот по нескольким основаниям. Между тем, максимальное использование льгот позволит сэконо-мить значительные суммы налога. Специалисты нашей компании, обладающие большим опытом практической работы, помогут разобраться вам в неодно-значных вопросах исчисления транспортного налога и сэкономить на налогах за счет оптимизации налогооблагаемой базы.


Одной из проблем транспортного налога следует признать существую-щую систему простой относительной прогрессии, по которой исчисляется налог. Простая относительная прогрессия используется при исчислении транс-портного налога и является одним из самых несправедливых систем в налого-обложении. Недостаток этой системы – чем шире границы разрядов, тем больше неравномерность в налогообложении лиц, получающих доходы, при-легающие к разным границам разряда. Сказанное можно проиллюстрировать на примере.

Так, например, ставка транспортного налога в 2017 году для ав-товладельцев, чьи автотранспортные средства зарегистрированы в Московской области, составляют:
- до 100 л. с. – 10 руб.;
- свыше 100 л. с. до 150 л. с. – 34 руб.
Получается, что владелец автотранспортного средства, объем двигателя которого составляет 100 л. с. платит налог в размере 1 000 руб. (100 л. с. * 10 руб.). А владелец транспортного средства, объем двигателя которого составля-ет, например, 102 л. с. будет платить налог в размере 3 468 руб. Получается, что увеличение мощности двигателя на 2 лошадиные силы, которые, как нам кажется, нисколько не существенны, способствует увеличению суммы уплачи-ваемого налога в 3,5 раза (или на 346,8%). В результате применения данного метода прогрессивного налогообложения возможны случаи, когда у налого-плательщика с более высоким уровнем дохода после уплаты налога остается меньше средств, чем у налогоплательщика с более низким уровнем дохода. Получается, что прогрессивное налогообложение всегда регрессивно по отно-шению к доходу налогоплательщика. Учитывая действующую систему транс-портного налогообложения вполне понятно желание налогоплательщиков сни-зить налоговое бремя. Разобраться со всеми нюансами и тонкостями налогооб-ложения автотранспортных средств помогут вам специалисты нашей компании.


Еще одной проблемой существующего механизма налогообложения сле-дует признать неравномерность распределения налогового бремени между налогоплательщиками, которые владеют одними и теми же видами транспорт-ных средств, но зарегистрированные в разных и даже соседних регионах. Для примера рассмотрим Москву и Московскую область. Предположим, что два владельца, на которых зарегистрированы абсолютно одинаковые по техниче-ским характеристикам транспортные средства, являются плательщиками транспортного налога в Москве и Московской области. Для обоих владельцев транспортных средств мощность двигателя составляет 122 л. с. Тогда сумма налога к уплате в Москве составит: 3050 руб. (122 л. с. * 25 руб.). Сумма нало-га к уплате в Московской области составит: 4 148 руб. (122 л. с. * 34 руб.). По-лучается, что сумма налога в Москве будет меньше, чем в Московской области на 1 098 руб. (4 148 руб. – 3 050 руб.). В сравнении с другими регионами раз-ница будет еще более ощутимой. Так, например, владелец автотранспортного средства той же мощности (122 л. с.), который зарегистрирован в Чеченской Республике, должен будет заплатить 1 342 руб. (122 л. с. * 11 руб.). Суще-ствующие различия в тяжести налогообложения стимулируют налогоплатель-щиков на оптимизацию налогов за счет регистрации транспортных средств в регионах в наименьшим уровнем налогообложения.


Есть и определенные различия в льготах. Так, например, в Санкт-Петербурге льготы по транспортному налогу не предоставляются ветеранам труда, хотя, в большинстве других регионах, ветераны труда включены в льготный перечень налогоплательщиков. При этом в Санкт-Петербурге не взи-мается транспортный налог с автомобилей мощностью до 200 лошадиных сил Героям СССР, РФ и Социалистического труда, полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы. Льготы предоставляются также и многодетным се-мьям, но с некоторыми ограничениями по мощности двигателя автотранспорт-ного средства. В отдельных регионах размер ограничения равен 100 л. с., а в некоторых других равен 150 л. с. Также следует помнить, что льготы носят за-явительный характер. Это означает, что пока Вы не обратитесь в территори-альный налоговый орган с соответствующим заявлением на получение льгот, льгота предоставлена не будет. Между тем, далеко не все налогоплательщики знают о льготах, предоставляемых на территории соответствующего региона. А, как известно, максимально полное использование всех льгот поможет значи-тельно снизить вашу налоговую нагрузку по транспортному налогу. Специа-листы нашей компании осуществляя ежегодный мониторинг всех региональ-ных льгот помогут Вам разобраться во всем многообразии тех или иных реги-ональных льгот.

НАША КОМПАНИЯ ЭФФЕКТИВНО, КАЧЕСТВЕННО и ДОБРОСО-ВЕСТНО ПОМОЖЕТ:

Оказать квалифицированную помощь в урегулировании налоговых спо-ров, возникающих в связи с уплатой транспортного налога.
Проконсультировать по вопросам использования налоговых льгот и преференций по транспортному налогу.


Оказать квалифицированную помощь в вопросах, связанных с примене-нием наиболее спорных и неоднозначных положений главы 28 Налогового ко-декса Российской Федерации «Транспортный налог».
Проконсультировать в вопросах снижения налоговой нагрузки по транс-портным средствам, на которые применяют специальные повышающие коэф-фициенты.


Оказать помощь в расчете налогооблагаемой базы по различным катего-риям автотранспортных средств.

МЫ РАДЫ ОТВЕТИТЬ НА ВАШИ ВОПРОСЫ:

1) Каким образом рассчитывается налогооблагаемая база по транспортному налогу?
2) В каких случаях возникает необходимость уплаты налога на доходы фи-зических лиц при продаже автотранспортных средств?
3) Какие органы, и в какие сроки представляют в территориальный налого-вый орган сведения, необходимые для расчета транспортного налога?
4) Как рассчитывается транспортный налог за неполный месяц и неполный период владения?
5) Каким образом производится уплата налога: процедура и сроки?
6) Каков порядок взыскания долга и срок исковой давности?
7) Какие существуют налоговые льготы и основания для их применения?
8) Каков порядок постановки на учет, а также снятие с учета налогопла-тельщиков транспортного налога?
9) Каков порядок налогообложения транспортных средств, находящихся в угоне?
10) Какие транспортные средства не являются объектом налогообложения?
11) Уплачивается ли налог с автотранспортных средств с транзитными номе-рами?
12) Какие автотранспортные средства подпадают под повышенное налогооб-ложение?

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ НАЛОГА

Нормативно – правовое регулирование транспортного налога осуществ-ляется в соответствии с главой 28 НК РФ. По общему правилу налог относится к целевым и зачисляется в бюджет соответствующего региона.
Плательщики налога. Плательщиками налога являются предприятия и физические лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы ав-тотранспортные средства.
Объект налогообложения. Объектом налогообложения признаются ав-томобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп-лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда, зарегистрированные в уста-новленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Некоторые автотранспортные средства не облагаются налогом:
- специальные автомобили для инвалидов;
- автомобили, числящиеся в угоне;
- сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайны), которые участву-ют в сельскохозяйственных работах, и др.
Ставки налога. Ставки налога установлены в соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ, которые могут быть увеличены (уменьшены) регионами, но не более чем в 10 раз. Федеральные ставки налога применяются в том случае, если по какой-то причине региональные власти не установили региональные ставки. При этом по транспортным средствам с мощностью двигателя до 150 лошади-ных сил включительно ставка налога может быть уменьшена вплоть до нуля.


Порядок расчета налоговой базы. Налоговой базой выступает мощ-ность двигателя автотранспортного средства, выраженной в лошадиных силах. В том случае, когда мощность двигателя выражена в киловаттах, то применяют коэффициент, значение которого составляет 1,35962.

Пример 1.

Мощность двигателя автотранспортного средства в паспорте указана в объеме 75 кВт/час. Тогда мощность двигателя в лошадиных силах составит:
75 * 1,35963 = 101,97 (102) л/с.
Порядок исчисления и уплаты налога. Налог рассчитывается путем умножения налоговой базы на налоговую ставку. Физические лица платят налог на основании налогового уведомления. Произвести оплату налога можно несколькими способами. Оплату налога можно произвести подключившись к личному кабинету налогоплательщика на официальном сайте ФНС. Также можно перечислить налог с помощью электронных сервисов через отделения банков и их терминалы. Если налоговое уведомление не получено, то ФНС России рекомендует обратиться в территориальный ИНФС, проявив граждан-скую ответственность и инициативу.
Если автомобиль был приобретен в 2017 году, то платить налог начнете только с 2018 года. И если транспортное средство было приобретено не с начала года, то налог будет рассчитан с учетом количества полных месяцев, в течение которых Вы владели автомобилем. При этом если Вы зарегистрирова-ли автомобиль в ГИБДД 15 числа месяца или позже, то налог будет исчислен как за полный месяц, а если до 15 числа месяца – этот месяц в расчет принят не будет.

Пример 2

Автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД 22 января 2016 года, а снят с регистрационного учета в связи с продажей этого транспортного сред-ства 10 декабря 2016 года.

Решение

В этом случае сумма налога будет рассчитана с учетом коэффициента, равному 1. Это связано в тем, что месяц регистрации и месяц снятия транс-портного средства с регистрации принимают за полный месяц.

Пример 3

Физическое лицо зарегистрировало транспортное средство в органах ГИБДД 17 мая 2016 года. Мощность двигателя транспортного средства 116 лошадиных сил. Налоговая ставка 34 руб.

Решение

Сумма налога к уплате в бюджет в 2017 году за 2016 год составит:
116 л. с. * 34 руб. * 7/12 = 2 301 руб.
Месяц май не берется в расчет, так как зарегистрировано было транс-портное средство после 15 числа месяца.

Пример 4

Рассчитаем сумму транспортного налога для автомобиля ауди А8 2015 года выпуска, мощность двигателя которого составляет 440 л/с, приобретенно-го налогоплательщиком 11 августа 2016 года за 4,8 млн. руб. Автотранспорт-ное средство зарегистрировано в г. Москве.
Необходимые данные для решения задачи:
- налоговая ставка составляет 150 руб. за л/с.;
- налоговый период составляет 5/12;
- для всех транспортных средств, стоимость которых превышает 3 млн. руб. вводится повышающий коэффициент. По транспортным средствам, воз-раст которого составляет 1 – 2 года и стоимостью от 3-х до 5-ти млн. руб., установлен повышающий коэффициент – 1,3.

Решение

Таким образом, размер транспортного налога составит:
440 * 150 * 5/12 * 1,3 = 35 750 руб.

Налоговый и отчетный периоды. Налоговый период по транспортному налогу признается год. За 2016 год транспортный налог должен быть уплачен их владельцами до 01 декабря 2017 года. Начиная с 02 декабря образуется за-долженность, а на сумму неуплаченных налогов к налогоплательщику приме-няются санкции: начисляются штрафы и пени за каждый день просрочки пла-тежа. Следует отметить, что в 2017 году для всех регионов страны, срок опла-ты транспортного налога – не позднее 1 декабря.