Russian English  +7 (495) 208-2-000   info@i-cg.ru  ООО "МКГ" - Консалтинговая компания ICG

Russian English

 

 

Контролируемые иностранные компании

Консалтинговая компания ICG отмечает активное развитие налоговой системы в направлении налогообложения налоговых резидентов России по доходам, получаемым за пределами Российской Федерации. В частности, с 2015 года у физических лиц, которые являются налоговыми резидентами России, появилась дополнительная обязанность по декларированию:

- факта владения иностранными компаниями (акциями, долями в уставном капитале (фонде);
- факта учреждения траста, фонда, партнерства за границей;
- факта контроля за иностранными компаниями (трастами, фондами);
- нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании (траста, фонда).

В случае если у Вас есть указанные основания, наша консалтинговая компания ICG проконсультирует и окажет практическую помощь по вопросам:

• анализ зарубежной корпоративной структуры группы, с целью определить какие компании попадают под правила декларирования КИК, в том числе с учетом налоговых освобождений;
• расчет налоговых платежей в бюджет РФ по контролируемым иностранным компаниям;
• анализ налоговых последствий для бенефициаров бизнеса при проведении реструктуризации;
• разработка персональных холдинговых механизмов, иных вариантов избежания повышенной налоговой нагрузки;
• подготовка уведомлений для подачи в налоговые органы, подготовку документов, необходимых для подачи;
• трансформация данных налогового учета КИК в соответствии с российскими правилами налогообложения (при необходимости);
• ведение бухгалтерского учета по национальным стандартам юрисдикции инкорпорации или стандартам МФСО в тех странах, где есть финансовая отчетность

 

Новое законодательство строго регламентирует сроки подачи специальных уведомлений, а также ответственность за сокрытие информации. Штрафные санкции существенно увеличены по сравнению с обычными санкциями за неподачу декларации по НДФЛ.

Осенью 2013 года на встрече стран, входящих в G20, под председательством России участниками был одобрен ряд мер по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Одним из ключевых пунктов плана является доработка правительствами стран современных подходов к налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний.
В России был принят Федеральный закон № 376-ФЗ от 24 ноября 2014 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций» (далее – Закон). Уже с 1 января 2015 года для лиц, которые являются российскими налоговыми резидентами – организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, появилась обязанность по обязательному декларированию иностранных активов, а в ряде случаев по уплате налога на прибыль (доход) с доходов иностранной компании.

 

Правила обязательного декларирования иностранных активов
Уведомление об участии в иностранных организациях
Налоговые резиденты России с 1 января 2015 года обязаны декларировать в налоговом органе по месту регистрации (жительства) данные о принадлежащих им иностранных активах. Установлен минимальный порог доли владения – 10% и более акций (долей) иностранной организации. При расчете доли владения учитывается доля, принадлежащая, принадлежащая прямо или косвенно налогоплательщику, а также доли взаимозависимых лиц (для физлица это: супруг, дети (в т.ч. несовершеннолетние), родные и сводные братья и сестры, родители, опекуны и попечители). В расчете доли участия при определенных условиях не учитываются акции, получаемые по договору РЕПО (или займа ценными бумагами).


Владельцы иностранных активов, названные выше, обязаны в 3-х месячный срок с даты возникновения (изменения) доли участия в иностранной организации подать в налоговую инспекцию Уведомление об участии в иностранных организациях. Уведомление для физических лиц может быть подано на бумажном носителе. Подача Уведомления об участии в иностранных организациях – дело добровольное, но при задержке срока, или недостоверных сведениях, налоговый орган вправе оштрафовать налогоплательщика на сумму 50000 рублей за каждую иностранную организацию.


Правила обязательного декларирования иностранных активов распространяются и на учредителей, участников, пайщиков, управляющих и бенефициаров иностранных структур без образования юридического лица. К таким структурам отнесены трасты, фонды, партнерства и товарищества, иные формы коллективного инвестирования или доверительного управления, которые вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода в интересах своих участников (пайщиков, доверителей) либо иных бенефициаров. Налоговые резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об учреждении таких структур также как и владельцы иностранных компаний.
Также российский налогоплательщик обязан информировать налоговый орган о факте прекращения участия в иностранных организациях (Уведомление об участии снова подается в налоговый орган).


Уведомление о контролируемой иностранной компании
Российские владельцы иностранных активов, имеющие в 2015 году долю владения свыше 50% акций иностранной организации, обязаны не позднее 20 марта 2017 года подать Уведомление о контролируемой иностранной компании(Уведомление о КИК). Такие владельцы считаются контролирующими лицами, а иностранные организации считаются контролируемыми. При подсчете доли владения учитывается доля, принадлежащая прямо или косвенно, а также доля супруга и несовершеннолетних детей. В расчете доли участия при определенных условиях не учитываются акции, получаемые по договору РЕПО (или займа ценными бумагами).


Для учредителей (участников, бенефициаров) иностранных структур минимальных порогов участия нет. Для признания такой структуры контролируемой необходимым условием является наличие контроля со стороны налогового резидента, его влияния на лицо, которое непосредственно осуществляет управление активами соответствующей структуры, в отношении принятия решений по распределению прибыли.


Начиная с 2016 года минимальный порог владения, для признания налогового резидента контролирующим лицом КИК снижается до 25%, а также добавляется обязанность для лиц, имеющих более 10%, но при этом, иные налоговые резиденты России владеют долями иностранной компании совокупно более 50%. Их обязанность подачи Уведомления о КИК – не позднее 20 марта 2018 года.


Закон предполагает, что налоговые резиденты будут добровольно декларировать наличие контролируемых иностранных структур. Установлены штрафные санкции – 100000 рублей за каждую несообщенную КИК. Но налоговый орган вправе и самостоятельно, в рамках международного обмена налоговой информацией, получить данные об иностранных активах, принадлежащих налоговому резиденту. Тогда уведомление придется подать принудительно (с уплатой штрафных санкций).


Нераспределенная прибыль КИК будет подлежать налогообложению у контролирующего лица (для российских компаний ставка составит 20%, а для физических лиц – 13%). В случае если иностранная компания соответствует признакам контролируемой, у налогового резидента появляется обязанность декларирования (расчета) прибыли такой организации. Налоговую декларацию по налогу на прибыль организации обязаны подавать до 30 марта, а физические лица – до 30 апреля. Таким образом, в 2017 году, налоговые резиденты – контролирующие лица обязаны подать первые налоговые отчеты по прибыли КИК за 2015 год.


Прибыль КИК, зарегистрированных в юрисдикциях, имеющих с Россией действующий международный договор об избежании двойного налогообложения, рассчитывается на основании данных финансовой отчетности компании. Для иных стран обязательным является составление финансовой отчетности по правилам МФСО (или иным аналогичным мировым) с условием обязательного положительного аудиторского заключения). В иных случаях, прибыль рассчитывается по правилам российского Налогового кодекса (глава 25).
Законом предусмотрены налоговые освобождения и вычеты. Так, если прибыль КИК за 2015 год составит составит менее 50 млн рублей, налоговый резидент не учитывает ее в своих доходах (менее 30 млн – 2016, менее 10 млн – 2017 и далее).


Кроме того освобождается от российского налога прибыль, полученная от следующих лиц:
• иностранные некоммерческие организации, не распределяющие полученную прибыль между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;
• иностранные организации, образованные в соответствии с законодательством страны - члена ЕврАзЕС. Напомним, что Договор об учреждении ЕврАзЭс был подписан в 2000 году. Членами этой организации являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан;
• иностранная организация, которая имеет постоянное местонахождение в государстве, не включенном ФНС России в перечень государств, которые обеспечивают обмен налоговой информацией с Россией («черный список»), и для которой эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) превышает 75 процентов от средневзвешанной российской ставки налога на прибыль. То есть налоговая нагрузка на прибыль компании должна быть более 15 процентов;
• иностранная организация, которая не включена в «черный список», и доля «активных доходов» (от торговли, производственной деятельности) превышает 80% всех ее доходов.
• иностранные банки и страховые компании, постоянным местонахождением которых является государство, не включенное в «черный список»;
• иностранная компания, которая является эмитентом (организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, получателем прав и обязанностей) обращающихся облигаций (например, еврооблигаций). Обязательным условием является постоянное местонахождение КИК в стране, имеющей действующий международный договор об избежании двойного налогообложения. Кроме того При этом доля процентного дохода, получаемого от таких облигаций, должна составлять не менее 90 процентов в сумме всех доходов иностранной компании;
• иностранная компания участвует в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями или является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья (или акционером оператора).


Для получения права на освобождения от налога, налоговые резиденты обязаны предоставить подтверждающие документы, которые нужно перевести на русский язык.


Иностранные структуры без образования юридического лица (трасты, фонды и т.п.) также не будут считаться контролируемыми, если у них, в соответствии с личным законом по месту регистрации и учредительными документами, отсутствует возможность распределения прибыли между участниками (пайщиками, доверителями) или бенефициарами. Дополнительно у учредителя такой структуры не должно быть права получения активов в собственность после ее создания, права учредителя после создания не могут передаваться иным лицам (кроме наследования или универсального правопреемства). Учредитель структуры также на должен получить прямо или косвенно прибыль от нее.

Штрафы
Законопроект предусматривает переходный период для применения «кнута»: на период 2015–2017 годов; штраф, о котором речь пойдет ниже, не будет начисляться.


«Если же доля прибыли контролируемой компании не включена в налоговую базу налогоплательщика, штраф составит 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тысяч рублей».


Вместе с тем, предусмотрено, что в отличии от налоговой ответственности, уголовное преследование лиц, уклоняющихся от уплаты налога с прибыли иностранных компаний, остается. Избежать встречи со следствием можно только, если налогоплательщик полностью возместит ущерб бюджетной системе России.

Международный обмен информацией.
Очевидно, что без полноценного международного обмена информацией между налоговыми службами стран система контроля со стороны российского государства за иностранными структурами, принадлежащими налоговым резидентам России, работать не сможет. Государственная Дума Российской Федерации уже в этом 2015 году ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, а в 2016 году ФНС России присоединилась к сотрудничеству налоговых администраций других стран по вопросам обмена информацией (в т.ч. в автоматическом режиме).


При автоматическом обмене налоговики ежегодно обмениваются всей собранной у своих финансовых институтов информацией. Конвенцией также предусмотрен спонтанный обмен: налоговики оповещают коллег из другой страны, если заметят какие-то подозрительные операции, совершенные ее резидентами. Позволяет она проводить и совместные выездные проверки.


Напомним, что 14 августа 2014 года Правительство РФ утвердило Типовое соглашение об обмене информацией по налоговым делам. Предполагается, что такие соглашения Россия будет заключать с правительствами офшорных юрисдикций. Согласно этому документу налоговые органы не только будут получать информацию от своих зарубежных коллег, но и получат право совместных проверок налогоплательщиков, в том числе и выездных.