• +7 (916) 333-58-15
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Анект Консалтинг

     

Новости AICG

Налоговая тайна становится доступнее

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Налоговая тайна становится доступнее

 

На заре своего существования Налоговый кодекс в раках статьи 102 весьма жестко ограничивал перечень сведений, составляющих налоговую тайну.

          Эволюция налоговых правоотношений в совокупности с существенным ростом общественного запроса на повышение прозрачности деятельности контрагентов (не без участия контрольной работы налоговиков) обеспечили расширение перечня доступной информации, равно как и систему доступа к этой информации.

          На сегодняшний день, статья 102 НК РФ (Налоговая тайна) по прежнему содержит формулировку, что «налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов».

          Однако перечень сведений исключаемых из состава налоговой тайны стал во первых достаточно широк, а во вторых законодательно закреплен механизм добровольного расширения перечня доступных сведений. В данном случае имеется в виду что налогоплательщик может добровольно предоставить в налоговые органы заявление, в котором даст согласие на раскрытие всей или части информации, предоставляемой в налоговые органы.

          Механизм добровольного раскрытия своих данных введен в Налоговый кодекс еще в 2016 году, но на днях, а именно с 1 августа 2022 года, закреплен механизм предоставления таких сведений третьи лицам.

          Таким образом предполагается повышение прозрачности взаимодействие налогоплательщика с контрагентами. Так, если вдруг, в рамках бизнес процесса придется входить во взаимодействия с контрагентом, вызывающим определенные сомнения с точки зрения «чистоты» его налоговой истории, то безусловно ознакомление со всей его налоговой поднаготной поспособствует принятию решений.

          Сразу оговоримся, что в принципе в последующем это вряд ли обеспечит 100% защиту от налоговых претензий в случае если контрагент, все таки, окажется темной лошадкой, но тем не менее это будет дополнительный аргумент в копилочку формирования вашей налоговой добросовестности.

          Чтобы понять какие сведения о контрагенте могли бы стать полезными в рамках предварительного, равно как собственно и последующего анализа его деятельности, давайте еще раз отметим перечень сведений выведенных налоговым законодательством и состава налоговой тайны.

          Итак, к налоговой тайне не относятся:

          - общедоступные сведения (содержащиеся например в общем доступе сети интернет, в том числе на сайтах и порталах самого налогоплательщика);

          - ИНН;

          - применяемых специальных налоговых режимах;

- сведения о нарушениях налогового законодательства;

- сведения предоставляемые в рамках международного обмена информацией между контролирующими органами;

- сведения о доходов (имуществе) кандидатов (не путать с кандидатами наук J) предоставляемые избирательным комиссиям в рамках избирательных процессов;

- сведений, предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

- о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи;

- об уплаченных суммах налогов и сборов;

- о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- о постановке на учет в налоговых органах иностранных организаций;

- о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налоговых платежей.

Что же может понадобится дополнительно к этому и так весьма широкому списку открытых данных?

По нашему мнению, наиболее востребованными сведениями будут являться данные налоговой отчетности, особенно в части НДС и налога на прибыль.

Кроме того, в ряде случаев вполне востребованной может выступить информация о структуре основных средств, полученная именно из официальных источников, а не от контрагента.

По мнению директора АНЕКТ консалтинг Владимира Саськова, расширение инструментов доступности сведений о потенциальных или уже задействованных контрагентов, укладывается в общую концепцию тотального вовлечения бизнеса в систему обеления экономики через делегирования части контрольно-аналитических функций налогового администрирования на бизнес. В том числе следует учитывать внедрение в практику так называемого банковского светофора, наряду с расширением требований к организации внутреннего контроля контрагентов (клиентов), совсем недавно закрепленных в Постановлении Правительства.

Будет ли способствовать обелению экономики внедряемая система мер? Думаем да. По крайней мере, поле для наиболее одиозных и агрессивных схем уклонения будет сужаться, это раз. И второе, по нашему мнению, как бы то ни было, добросовестный бизнес получает дополнительный инструмент оценки своих контрагентов.

Предупрежден – значит вооружен, именно так стоит относится к новым горизонтам информационной обеспеченности добросовестного бизнеса.


© 2014 - 2022 Анект Консалтинг ~ ООО "АМКГ"