• +7 (916) 333-58-15
  • Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • Анект Консалтинг

     

Новости AICG

Разбираем судебную практику применения статьи 54.1. Границы налоговой выгоды

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Разбираем судебную практику применения статьи 54.1. Границы налоговой выгоды

 

ФНС России обобщило арбитражную практику применения положений статьи 54.1 НК РФ (письмо ФНС России от 10.10.2022 №БВ-4-7/13450@).

Безусловно, налоговые претензии по необоснованной налоговой выгоде и главное по оценке ее размера являются на сегодня самыми распространенными в системе налоговых споров.

Отрадно, что в арбитражной практике наметились фактически однозначные тенденции, нацеленные на определение границ размера необоснованной налоговой выгоды очерченных реальными объемами недополученных налоговых платежей, вследствие взаимодействия с техническими компаниями.

Так, в противовес достаточно распространенной практики отказа в праве на вычет по НДС и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на весь объем налоговых начислений, учтенных по технической компании, арбитражная практика склоняется к тому, что доначисление налогов по результатам контрольной работы должно быть произведено так, как если бы договоры были напрямую заключены между налогоплательщиком и реальными исполнителями.

То есть, ключевая мысль сводится к тому, что налоговые органы должны определить объем налоговых платежей приходящихся именно на техническую компанию.

Таким образом, арбитражная практика фактически закрепляет в практике налогового контроля применение механизма налоговой реконструкции.

Приведем ряд тезисов, отраженных в Письме ФНС, по нашему мнению имеющих принципиальное значение в рамках защиты прав налогоплательщиков:

  • Налогоплательщик, использующий формальный документооборот с участием компаний, изначально не ведущих реальной экономической деятельности ("технических" компаний), вправе учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль в случае предоставления им (наличия у налогового органа) сведений и документов, позволяющих вывести фактически совершенные хозяйственные операции из не облагаемого налогами оборота, при этом расчетный способ определения суммы налога в указанных случаях не применяется.
  • Если в цепочку поставки товаров включены "технические" компании, и в распоряжении налогового органа имеются сведения и доказательства, в том числе раскрытые налогоплательщиком - покупателем, позволяющие установить лицо, которое действовало в рамках легального хозяйственного оборота (осуществило фактическое исполнение по сделке с товаром и уплатило причитавшиеся при ее исполнении суммы налогов), то необоснованной налоговой выгодой покупателя может быть признана та часть расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль организаций и примененных им налоговых вычетов по НДС, которая приходится на наценку, добавленную "техническими" компаниями.
  • Раскрытие налогоплательщиком после окончания налоговой проверки реального контрагента посредством подачи уточненных налоговых деклараций за уже проверенный период, совершенное после вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки, не допускает формального подхода со стороны как судов, так и налогового органа и влечет необходимость оценки доводов налогоплательщика о раскрытии им реального контрагента.
  • Исключается возможность применения налоговых вычетов НДС полностью или в соответствующей части в ситуациях, когда налогоплательщик участвовал в согласованных с иными лицами действиях, направленных на неправомерное уменьшение налоговой обязанности за счет искусственного наращивания стоимости товаров (работ, услуг) без формирования источника вычета (возмещения) налога, или во всяком случае, если ему было известно о действиях иных лиц, уклоняющихся от уплаты НДС в процессе обращения товаров (работ, услуг).
  • Создание налогоплательщиком формального документооборота с "техническими" компаниями, находящимися на общей системе налогообложения, для минимизации налогообложения (с учетом установления инспекцией согласованности действий должностных лиц общества и спорных контрагентов) при приобретении товара фактически у производителей, не являющихся плательщиками НДС, влечет полный отказ в праве на вычет НДС, при этом полное исключение налоговым органом фактически понесенных затрат на приобретение товара из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль влечет искажение реального размера налоговых обязательств налогоплательщика по указанному налогу, что противоречит принципу добросовестного налогового администрирования.

С полным текстом письма можно ознакомится здесь.

Если остались вопросы, или Вам нужна практическая поддержка по сопровождению налоговых проверок и оспариванию результатов, наши эксперты готовы оказать максимальную консультационную поддержку и эффективную защиту Ваших прав.
Горячая линия компании Анет – +7(916) 335-58-15


© 2014 - 2022 Анект Консалтинг ~ ООО "АМКГ"